garda
garda

Имитации жемчуга

 

Попытки улучшить качество драгоценных камней насчитывают тысячи лет. Жемчуг не является исключением. В настоящее время существуют имитации практически всех форм, цветов и размеров жемчуга. Помимо имитаций, на рынке представлено огромное количество обработанного жемчуга. Обработка позволяет производителю улучшить качественные и цветовые характеристики жемчуга, сделав его более привлекательным для покупателя.

Из всех оценочных параметров жемчуга, цвет и блеск наиболее часто подвергаются обработке. Существует два основных метода изменения цвета жемчуга - окрашивание и облучение. Оба метода позволяют получать новые оттенки переменчивой устойчивости.

Окрашивание

В конце 19 века было выявлено, что жемчуг можно искусственно «почернить» нитратом серебра - субстанцией, используемой в производстве фотопленки, что придает жемчужинам интенсивную черную окраску. Недостатком этого метода является неустойчивость цвета. Со временем жемчуг приобретает бурую окраску.

Сегодня при окраске жемчуга в другие цвета производители используют различные органические и неорганические красители. Краситель хорошо проникает в просверленную жемчужину, тем самым усиливая общее впечатление. Для морского культивированного жемчуга наиболее распространено окрашивание в розовый и голубой цвета, а окрашенный пресноводный культивированный жемчуг представлен всей палитрой цветов.

Облучение

Облучение подобно обычному рентгеновскому облучению, только с более высоким энергетическим уровнем. Облученные жемчужины обычно не имеют остаточной радиации, сама же окраска, вызванная гамма-облучением, имеет переменчивую устойчивость.

Для окрашивания морского и пресноводного культивированного жемчуга методом облучения применяются различные способы.

Изменение в окраске морского жемчуга при облучении обусловлено потемнением затравки, которая сделана из раковины пресноводного моллюска. На слои перламутра морского культивированного жемчуга гамма-лучи не воздействуют. Облученные жемчужины не имеют темных оттенков и, как правило, окрашены в серые или голубоватые тона.
При облучении пресноводных культивированных жемчужин гамма-лучи хорошо воздействуют на слои перламутра и в результате образуется целая палитра цветов от темно-голубого до черного. При этом пресноводные жемчужины также приобретают сильный металлический блеск с радужным эффектом.

Улучшение блеска

Едва ли не единственным способом воздействия на жемчужины с плохим блеском является покрытие поверхности жемчужины составом, имеющим свою собственную характеристику блеска. Применяемый в этом случае химический состав может расщепить, отшелушить и разрушить жемчуг, поэтому такой вид обработки неустойчив и крайне нежелателен.

Имитация жемчуга

Для имитации жемчуга используются все материалы, которые похожи на жемчуг.

Еще три тысячи лет назад в древнем Египте делали имитации жемчуга из кристаллов красного кварца, воска и алюминия. Одновременно с освоением производства стекла, ремесленники стали изготавливать имитации жемчуга, покрывая стеклянные бусины отражающей золотой и серебряной фольгой. Полученные бусины заполнялись воском для придания им соответствующего веса.

В 17 веке французский резчик по стеклу Жакэн создал более правдоподобную имитацию жемчуга, разработав «восточную эссенцию» - смесь отражающих рыбьих чешуек и лака. Эта имитация пользовалась большим спросом по всей Европе.

Современные высококачественные имитации жемчуга состоят из стеклянных ядер, покрытых специальным отливающим материалом на органической основе.

Самая известная и популярная имитация жемчуга сегодня – «Майорика». В 1890 году немецкий эмигрант Эдуард Хьюго Хош основал ставшую знаменитой на весь мир фирму «Майорика», целью которой было создание имитации жемчуга, максимально схожему по внешнему виду с натуральным жемчугом. И хотя внешне такая имитация очень правдоподобна, она не имеет ничего общего с натуральным и культивированным жемчугом.

«Майорика» - искусственный материал, имеющий стойкий цвет и хороший перламутровый блеск.

Создание жемчуга «майорика» – технологический процесс, повторяющий природный, при котором стеклянное ядро покрывается тончайшими слоями органической эссенции. После наложения каждого слоя имитация просушивается, полируется, после чего все этапы производства повторяются до достижения необходимого размера и толщины перламутрового слоя.